Profitbase совместно с форумом «Движение» провёл интенсив по цифровизации

От Profitbase выступили Оксана Дунина, co-founder Profitbase, и Артём Лесников, директор по маркетингу. Они определили ключевые тренды, риски и возможности цифровизации на 2022 год.

«Движение» — закрытый форум, на который приехали более 1500 застройщиков СНГ. Он прошёл в Сочи с 31 мая по 3 июня. Открыла форум сессия с участием Марата Хуснуллина - вице-премьера РФ. Банковский сектор представили Сбер и ВТБ.

Среди секций форума - управление, продажи, маркетинг, архитектура и продукт и интенсив по цифровизации от Profitbase.

Инсайды о цифровизации недвижимости, которые обсуждались на форуме, читайте ниже.

«Чтобы перейти от автоматизации к цифровизации, нужно понять, в чём разница»


Как бы много мы ни говорили о цифровизации, мы не задумываемся, чем этот термин отличается от термина «автоматизация». Именно автоматизация является одной из ключевых целей, ради которой трудятся умы высоких технологий – программисты и разработчики – во имя того, чтобы процессы, которые требуют человеческих ресурсов, больше их не требовали.

«Мы уже цифровизируем или ещё автоматизируем? Когда мы используем слово «автоматизация», девелоперы говорят «фу, это старьё», а вот произносим термин «цифровизация», все сразу радуются и решают, что эта лекция стоит того, чтобы её прослушать» — рассказала co-founder Profitbase Оксана Дунина.

По словам эксперта, рынок пока не цифровизируется, а все ещё автоматизируется. Работа людей заменяется роботами и машинами. Это про автоматизацию. Цифровизация — это следующий шаг, и он про использование данных, которые генерируют эти машины.

Чтобы запустить цифровизацию, нужно понять, для чего она вообще нужна и что девелопер хочет достичь с её помощью. Обычно застройщик сначала проводит аналитику, чтобы понять, каких именно технологий ему не хватает. Затем отвечает на вопрос, справится ли компания сама с поставленными задачами или лучше нанять кого-то на аутсорсе. И если девелоперу ближе второй вариант, на помощь приходят акселераторы. И вы не можете быть уверены, что найдёте лучшее решение. «Алмаз», по словам Оксаны Дуниной, всегда может уйти из-под носа: «Скорее всего, вы внедрите какой-то дохлый продукт, который умрёт в течение одного года».

Из-за большого хайпа застройщики много вкладывают в цифровизацию и разочаровываются. Но есть и плюсы. Когда компании тратят большое количество денег на технологии и рассказывают об этом всем, тем самым они рекламируют нововведение среди других девелоперов. Это ускоряет цифровизацию.

Внедрить технологию — это ещё не всё


Одной из проблем, которые сдерживают цифровизацию отрасли, эксперты назвали сам подход девелоперов к применению технологий.

«Дело в том, что застройщики, когда думают о цифровизации и об автоматизации, понимают это так: я сейчас разработаю или куплю и внедрю какое-то решение, и это решение принесёт мне счастье. Поставлю CRM-систему, и у меня всё наладится с продажами». Но это так не работает.

Недостаточно просто приобрести какое-то решение, чтобы ты стал цифровым застройщиком, потому что цифровая трансформация подразумевает, в том числе, перестройку самой компании, бизнес-процессов, внедрение решений, апробацию, различные донастройки и так далее» — говорит Артем Лесников, директор по маркетингу Profitbase — «Компаниям потребуется время, чтобы начать внедрять решения, наделать ошибок, потом исправить их, прежде чем понять, какую пользу им это приносит. Так происходило и в других отраслях, например, в банковской сфере».

Фактически, чтобы заходить в цифровизацию, застройщик должен получить некую IT-компетенцию, но айтишники стоят дорого. Очень дорого. И застройщикам приходится конкурировать за них с IT-корпорациями, с банками, у которых огромные ресурсы.

От успешности внедрения того или иного решения зачастую зависят не только финансовые результаты, но и карьеры тех людей, которые этим занимаются. Надо быть готовыми к тому, что взлетит не всё. И это нормально, это естественный процесс.

Павел Гуштюк, директор по цифровым продуктам Группы Самолет:
«Очень показательно, что на форуме появились отдельные секции на тему цифровизации девелопмента. Это говорит о том, что актуальность вопроса перешла в плоскость реализации, то есть реальных проектов и эффектов. Более того, региональные застройщики ушли от отрицания необходимости изменений к поиску лучших практик.

Несмотря на растущую волну заинтересованности в цифровизации девелопмента, вся отрасль находится на начальном этапе развития, проходя стадию автоматизации своих приоритетных задач – о чём свидетельствовала статистика из выступления Оксаны Дуниной. Вместе с тем, у застройщиков еще не сложилось понимание, с чего нужно начинать, какие необходимо произвести изменения в компаниях и сколько это требует затрат денежных и временных. А это, в свою очередь, приводит к высоким рискам и появлению большого количества неудачных кейсов и разочарований. В связи с этим, необходимо всё чаще переходить к обсуждению сложностей и проблем, с которыми может сталкиваться компания, начавшая цифровизации.

Если же резюмировать дискуссию по секции цифровизация, то мы видим повышающийся тренд, в основном все говорили об автоматизации своих задач, и основные направления — это либо повышение эффективности внутренних процессов, либо повышение клиентского опыта, что свидетельствует о начальных стадиях развития этого направления. О повышении добавочной стоимости компании за счет поиска новых бизнес-моделей через цифровизацию пока сказано не было, но надеюсь, в ближайшее время мы сможем услышать и такие кейсы».



Михаил Малыхин, директор по развитию цифровых технологий Selt Group:
«Крупные застройщики используют различные инструменты и целые организационные цифровые системы. Некоторые подходят к цифре как к фундаменту организации и готовы делиться опытом, обсуждать пройденный путь ошибок и успехов. То, что девелоперы научились подстраиваться под часто меняющиеся условия, стали более гибкими и готовы постоянно развиваться, даёт уверенность в светлом будущем строительной отрасли РФ».